Психотерапевт

Что же собой представляет психодерматология?

Всем известны такие широко распространенные кожные заболевания, как атопический дерматит, псориаз, экзема, угревая болезнь, розацеа, себорейный дерматит, генитальный герпес, алопеция и др., но мало кто догадывается, что большая часть из них относится к психосоматическим заболеваниям, манифестация и обострения которых происходят под влиянием стрессогенных факторов. Так, описаны случаи возникновения тяжелого псориаза после гибели близких людей, банкротства, увольнения с работы, обострения розацеа и экземы на фоне развода и т.д.

С другой стороны, неудивительно, что наличие кожного заболевания, особенно на видимых участках тела и нередко сопровождающегося неприятными ощущениями (зуд, жжение, болезненность и др.) может само по себе являться стрессогенным фактором для человека и приводить к существенному снижению качества жизни. Нередки случаи, когда при массивных угревых высыпаниях пациенты отмечали снижение настроения, нарушения сна, аппетита, отказывались выходить из дома, избегали встреч с друзьями, пропускали занятия. Так, одна пациентка из-за выраженного стеснения в связи с наличием угревой сыпи накануне выпускного вечера в школе настояла на госпитализации в кожную клинику и пропустила, возможно, один из самых важных дней в своей жизни.

Взаимосвязи кожи и психики весьма многогранны. При этом реакция на наличие кожного заболевания зависит как от тяжелых либо стигматизирующих проявлений дерматоза, так и от особенностей личности пациента. Нередко психопатологические расстройства формируются даже при незначительных проявлениях заболевания кожи, как, например, в случаях пациентов с дисморфофобией. Такие пациенты могут жаловаться на недовольство своей внешностью и состоянием кожи при объективном отсутствии высыпаний, но при этом у них отмечаются выраженные нарушения социальной адаптации, тягостные переживания, вплоть до наличия суицидальных мыслей. Развившаяся депрессия может усугублять состояние кожи. Пациенты нередко сами в силу различных подлежащих психопатологических нарушений наносят повреждения на коже. У молодых девушек нередко наблюдаются так называемые экскориированные угри. Пациентки оправдывают свое поведение тем, что якобы выдавливают и расковыривают угри для скорейшего от них избавления, а на самом деле в ряде случаев они либо не могут контролировать свои прикосновения к коже, либо испытывают чувство облегчения при появлении крови, снимая, таким образом, накопившееся напряжение. Подобные действия приводят к утяжелению и хронизации кожного заболевания. Психодерматологические расстройства встречаются как мужчин, так и у женщин, у лиц любого возраста.

На современном этапе развития медицины уже сформированы определенные подходы к диагностике и лечению психодерматологических заболеваний.

Помимо указанных проблем в области психодерматологии, врач-психотерапевт поможет Вам справиться с такими жалобами как:

• подавленное настроение
  • утрата интереса и удовольствия от ранее приятных занятий/хобби
  • повышенная утомляемость — нарушения сна (трудности засыпания, ночные пробуждения, ранние подъемы)
  • нарушения аппетита (снижение, повышение)
  • снижение либидо
  • навязчивые мысли
  • повышенная раздражительность
  • приступы паники
  • тревога и страхи, включая страх перед транспортом или большим скоплением людей
  • периодическое затруднение дыхания, психогенный кожный зуд, невротические экскориации, перебои в работе сердца и т.д.
  • недовольство собственной внешностью
  • и многие другие…

Врач-психотерапевт поможет Вам справиться с такими расстройствами как:

• аффективные расстройства (легкий и умеренный депрессивные эпизоды с/без соматических симптомов, также в рамках рекуррентного депрессивного расстройства, циклотимия)
  • невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (тревожно-фобические расстройства, паническое расстройство, обсессивно-компульсивные расстройства, реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации, психосоматические заболевания, соматизированное расстройство, дисморфофобия, ипохондрическое расстройство, органные неврозы)

В случае выхода проблемы за рамки компетенции психотерапевта Вам будет рекомендовано обращение к соответствующим специалистам нашей клиники или в соответствующие Вашим потребностям медицинские учреждения.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЕМ психотерапевта включает:

• знакомство с пациентом
  • определение ведущей проблемы пациента посредством беседы
  • оценка состояния пациента посредством клинических психометрических шкал
  • проведение когнитивной психотерапии
  • при наличии показаний – назначение психофармакотерапии.

Основным используемым психотерапевтическим методом является метод когнитивной психотерапии. В случае наличия показаний проводится медикаментозная терапия с подробным разъяснением клиенту дозировок и режима приема препаратов, их взаимодействий с другими медикаментозными средствами и возможных побочных действий.

Средняя продолжительность первичного приема – 1 — 1,5 часа.

ПОВТОРНЫЙ ПРИЕМ включает:

• оценку состояния пациента на момент визита и продолжение сбора анамнестических сведений
  • отслеживание динамики состояния пациента посредством шкал
  • продолжение когнитивной психотерапии
  • при необходимости коррекция психофармакотерапии

Средняя продолжительность повторного приема – 0,5 — 1 час.

Важно знать, что в подавляющем большинстве случаев необходимая частота визитов при начале психотерапевтического лечения составляет 1-2 визита в неделю с постепенным переходом на 1 визит в две недели. Длительность лечения с получением долгосрочного результата в среднем составляет от 3 до 6 месяцев. Однако помните, что это лишь усредненные данные и они могут отличаться у разных людей. Подход к каждому пациенту индивидуальный! В случае обращения семейной пары или пациента в сопровождении родственников (что желательно) беседа с психотерапевтом проводится отдельно с каждым членом семьи, так как это поможет более полно оценить состояние пациента.